Сегодня: Понедельник, 20.05.2024, 18:46
Soft of World
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Статьи и материалы Регистрация Вход
  


Фишдом H2O. Подводная одиссея

Краткое описание

  
  


Ikariam

Краткое описание

  
  
Меню сайта

Зарабатывай с нами
Если ты хочешь зарабатывать, кликай

Поделись с друзьям
Copyright MyCorp © 2024
}
Главная » Статьи » Экономика » Предмет и методы экономической теории

Предмет и методы экономической теории

Содержание

    • Введение 3
      • 1. Предмет экономической теории 6
      • 1.1. Зарождение и развитие экономической теории 6
      • 1.2. Экономические законы и экономические категории 11
      • 1.3. Предмет исследования экономической теории 12
      • 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики 19
      • 2. Основные функции и методы исследования экономической теории 22
      • 2.1. Познавательная, методологическая и практическая функции 22
      • 2.2. Методы экономических исследований 23
      • Заключение 28
      • Список использованной литературы: 31

Введение

Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методы экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории -- то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про-стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис-точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, - дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть предмет экономической теории

2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

1. Предмет экономической теории

1.1. Зарождение и развитие экономической теории

Данная тема занимает особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культу-ре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел зна-ниями экономической теории, При изучении этой темы студенты получают пред-ставление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего даль-нейшего курса.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные воп-росы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пыта-лись выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким зако-нам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охваты-вает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-фило-софы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать со-стояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль-ных благ, равновеликом обмене эквивалентов,

Мыслители Древнего Рима--Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис-тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи-анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль-ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об эко-номике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз-никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название -- политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» -- закон). Таким образом, политическая эконо-мия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу-дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» -- купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще-ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда товары покупались в одной стра-не по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы -- Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркан-тилизма -- государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио-низм в торговле -- используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торго-вой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево-де с греческого -- власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ-водство, хотя и существует только одна его отрасль -- сельское хозяйство, где бо-гатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш-ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп-росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль-ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор-мой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории сто-имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма при-растает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко-нечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопи-ческого социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рам-ках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономиче-ской мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мысли относится неокласси-ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо-сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово-купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту-пает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

, Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных на-правлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де-нежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и тракто-вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды -- проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче-ными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герце-на, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необ-ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове-дения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксист-ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе-тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развива-лись. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз-работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос-ти ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при-менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы -- Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необхо-димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно-ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования. [7; c. 145-147]

1.2. Экономические законы и экономические категории

Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономиче-ских законов. Что такое экономический закон?

Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объектив-ные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, т. е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем:

* экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон всемирно-го тяготения;

* законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи;

* открытие и применение экономических законов требуют определенных уси-лий, так как это использование встречает сильное противодействие отживаю-щих сил общества.

Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однако вста-ет вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономи-ческой жизни"

Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономичес-ких законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические кате-гории, т. е. логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, равнове-сие, спрос, предложение и т. д.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов -- закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использова-нии одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.

Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы.

Специфические экономические законы -- это законы развития конкретно-истори-ческих форм хозяйствования.

Общие экономические законы -- это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного разви-тия. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.[12; c. 21]

1.3. Предмет исследования экономической теории

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра-ботки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономиче-ского мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по-литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату-ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи-сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду-манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объек-тивных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общече-ловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело эконо-мическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление эконо-мической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск ме-тодов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продук-ции в фирме -- предмет «Экономикс».

Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы-ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на-ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще-ствованию.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмеча-ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ-ных системах и типах деятельности.

Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная на-ука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напра-шивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в про-изводстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограничен-ность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества од-новременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их ис-пользование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможнос-тью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

* основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное произ-водство;

* на основе командно-административной системы;

* на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти сис-темные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обме-ниваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономи-ческий рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты об-щественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост -- показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономичес-кий рост -- содержание (стержень) экономической теории как науки.Он характери-зует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнкт - тупное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгля-ды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики исто-рическим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и ры-ночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также аль-тернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост пред-полагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесооб-разности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволю-ции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку-ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных обра-зований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономичес-кие закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурент-ной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, меха-низм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирую-щихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают-ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный харак-тер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократиче-ских методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были ис-следованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объе-мом продукта.

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели -- исследованию законо-мерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их опти-мизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребно-стей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологичес-кое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории -- это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дис-циплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория -- это:

* наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной дина-мике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;

* наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;

* наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационально-го хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богат-ства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-де-нежных отношений.

Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономернос-ти и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?

. В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели произ-водства обусловлены основными экономическими законами способов производ-ства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии ха-рактерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма -- максимально возможное удовлетворение потребностей.

И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постанов-ка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

* стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);

* стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;

* высокий уровень занятости;

* поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.

Реальный ход микро - и макроразвития порождает дерево целей. Они классифи-цируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отече-ственные экономисты, -- цель экономического роста -- удовлетворение материаль-ных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда-мента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (эко-номическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирова-ние и т. п.).

В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, пси-хологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недоста-точно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проник-нуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих зако-нов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общей экономической теории -- практическая (праг-матическая) -- разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономи-ческой жизни и т. д.

Третья функция общей экономической теории -- прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив обще-ственного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци-вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор-мировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономи-ческой динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.[2; c. 19-22]

1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики

В науке к настоящему времени сложились два подхода в анализе экономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного подхода и исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста. Еще недавно утверждалось, что воспроизводственный подход -- это марксистская теория экономического рос-та, а экономический рост--это буржуазная теория, альтернатива воспроизводству.

Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важней-ших экономических процессов.

Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и различ-ные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они исполь-зуют общие категории и показатели в исследовании, такие как средства производ-ства, рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и др.

Но между ними есть и различия.

Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, аб-страгируясь от темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схем взаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь -- пропорции связей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из них выводятся темпы.

Экономический рост предполагает, что темпы -- исходны и они определяют var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: Предмет и методы экономической теории | Добавил: Sargeras (30.04.2009)
Просмотров: 1042
Присоединяйся

Плеер

Серверное время

Статистика

Поиск по сайту